Понедельник, 29.04.2024, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 4 "а" класса

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи моих коллег

Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения

Первые дни обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребёнка, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это и новые условия жизни и деятельности маленького человека, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует огромных интеллектуальных и физических сил.

Время летит быстро, и вот мои ученики уже четвероклассники. Они умные, любознательные, добрые ребята, многие хорошо учатся, и это меня радует. Но в первом классе на этапе адаптации ребёнка к школе я столкнулась с тем, что одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, не вступают со мной в контакт, долго не могут освоиться в коллективе. Передо мной встали вопросы: как определить эмоциональное состояние школьника, его социальные потребности? Как выявить острые проблемы психологического климата класса? Какими способами можно формировать межличностные отношения детей?

После беседы с психологом я поняла, что дети, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления, в итоге каждый третий ребёнок испытывает стресс. И самый сильный - это школьный стресс, 20 - 40% негативных влияний, ухудшающих  здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Я, думаю, слова С. Харрисона оказались бы здесь к месту: "Мы настолько увлеклись обучением своих детей, что забыли о том, что самая суть образования ребёнка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

Чтобы связать школьную успешность ребёнка не только с его способностями к изучению учебных предметов, но и с положительным эмоциональным развитием, первым делом раскрыла сущность понятия "эмоциональное благополучие ученика", "комфортная учебная среда", выявила причины, ведущие к риску образовательной среды, выявила эмоциональное состояние каждого школьника в классе.

Эмоционально-психологический климат в коллективе, а также насколько комфортно ученику в классе, школе, я определила с помощью методики Н. А. Шкуричевой "Я и мой класс".

Анализируя ответы детей, не только выявила трудности межличностных отношений в классе, но и начала активно их преодолевать: включать учащихся в совместную деятельность (работу в парах, группе, коллективе), использовать тренинговые задания, психологические игры на уроках и во внеклассной работе; приглашать школьного педагога-психолога. Разработала систему работы с родителями, направленную на взаимопонимание, умение увидеть за внешней стороной поведения подлинный смысл - мотивы поступка, высказываний, эмоционального реагирования.

Приоритетным направлением работы в классе стало развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в классе, обучение детей навыкам самоконтроля, самообразования, развитие творческих способностей, работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей учеников, совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования, проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.

Подводя промежуточный итог, я могу сказать, что школьная среда, обеспечивающая комфортное состояние детей, сохраняющая здоровье, способствующая адекватному поведению - одно из условий повышения эффективности обучения. Анализ результатов мониторинга на всех этапах показал, что подавляющее большинство учащихся осваивают учебный материал, на уровне, предусмотренном федеральным компонентом ГОС, значимая часть - на высоком уровне. С помощью медицинского работника проследили динамику физического состояния учеников за данный период и не выявили причин ухудшения здоровья детей, за исклчением детей с врождёнными патологиями. Дети стали более внимательно относиться к себе, друг к другу, учителю, раскованнее в общении. Мне удалось пробудить во многих детях желание учиться с охотой, с увлечением, поддерживать ростки доброты в детских душах, найти взаимопонимание с родителями.

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Ахметова Флюза Ховасовна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 22
Категория: Статьи моих коллег | Добавил: Teacher (21.09.2010)
Просмотров: 1439 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Наш опрос
Какой учебный предмет больше других любит Ваш ребёнок?
Всего ответов: 141
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск