Ваш
ребёнок скоро закончит обучение в начальной ступени общего образования. Как же
помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и
культурным человеком.
Прежде
всего, необходимо продолжать программу по формированию навыка осмысленного
осуществления ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает
господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять на улице, смотреть телевизор, играть в
компьютерные игры, лежать на диване и т. п. Глубокий смысл найти в этих действиях трудно,
да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с детьми. Отставания в учёбе
чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно
задавать себе вопрос: «Для чего я это
делаю?».
Человека
в 9-10 лет, вполне способного к сложным умственным размышлениям, нужно
ориентировать на то, чтобы он всегда ощущал своё отличие от животных, которым
не надо думать, так как всё для них определяют инстинкты. Человек не может руководствоваться
только инстинктами, он способен представлять конечный результат своих действий
и выбирать наилучший вариант их осуществления. Поэтому требуется не только
стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его
поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной
цели, а затем выбирать наилучший. Тогда ум его будет постоянно занят сложной поисковой
работой, требующей наличия соответствующей информации. В итоге появиться
возможность глубже обосновывать необходимость получения разнообразных знаний с
целью рационализации и оптимизации повседневной жизни, успешной реализации
потребности и интересов ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.
Для
укрепления интереса к ней следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу
того, что он узнал нового на уроках и при выполнении домашнего задания. Следует
отучать его от механического запоминания учебного материала, т. к. в 5-7
классах это сформирует безразличие у ребёнка к учёбе. Надо постоянно искать
вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и
умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только
их пользу для будущей жизни, но и для текущей.
Также
важно продолжать воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями, при
выполнении различной домашней работы.
В
9-10 лет у ребёнка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение
легко принимать требования родителей, других родственников, учителей, которые направлены на умственное,
нравственное, эстетическое развитие ребёнка, дальнейшее возрастание его
обоснованной самостоятельности.
Поэтому
ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не
уменьшаться, а возрастать. Старайтесь доносить важность их выполнения для
обеспечения физического, психического здоровья окружающих, его самого, а также
для установления доброжелательных взаимоотношений с людьми.
Продолжайте
укреплять навык ежедневного чтения
художественной, а не только научно-популярной литературы, объём текста в день
15-20 страниц с пересказом прочитанного и совместным обсуждением. В каникулы
должна соблюдаться та же норма. Только в этом случае ребёнок будет постоянно умнеть
и учиться лучше понимать людей.
Продолжайте
отмечать все достижения ребёнка в
преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Тогда обязательно
будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего
ребёнка.
Желаю
удачи!
|