Понедельник, 29.04.2024, 16:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 4 "а" класса

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи моих коллег

Одарённые дети в условиях общеобразовательной школы
Одарённые дети в условиях общеобразовательной школы.
Об одарённости детей серьёзно я задумалась, поучаствовав в мастер-классе Шеставой Н. К., учителя начальных классов МОУ лицея № 135. Наталья Константиновна рассмотрела проблему одарённости учащихся и возможности работы с одарёнными детьми, дала представление о том, как на уроках междисциплинарного обучения (МДО) происходит формирование навыков исследовательской деятельности, коммуникативных навыков.
Я работаю в общеобразовательной школе, в классе есть и "отличники", и так называемые "хорошисты", дети с организаторскими и творческими способностями. Как в калейдоскопе задатков и возможностей детей увидеть по-настоящему одарённого ребёнка? Этот вопрос натолкнул меня на изучение специальной литературы по данному вопросу.
Одарённость - это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одарённость существует разных типов: социальная одарённость (лидерская), художественная одарённость, психомоторная (спортивная) одарённость. Но прямое отношение к общеобразовательной школе имеют три следующих типа:
  1. Академическая одарённость представляет собой ярко выраженную способность учиться.
  2. Интеллектуальная одарённость - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одарённости - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - всё зависит от их отношения к предмету и к преподавателю.
  3. Творческая одарённость - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего.
У всех одарённых детей ярко, отчётливо, иногда даже болезнено остро выражена познавательная потребность, выражающаяся, преже всего, в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы. Одарённых детей заставлять не надо - они сами непрерывно ищут для себя сложную интеллектуальную работу. Умственный труд им нужен как ежедневный хлеб, как основная пища. Это главное, чтобы можно было определить одарённого ребёнка.
Но есть и другие признаки, которые часто обнаруживаются при одарённости. Часто одарённые дети умеют и хотят общаться только со взрослыми - те больше знают, с ними интереснее, они их принимают и восхищаются ими. Почти всеходарённых детей приходилось спасать от нападок их оыкновенных сверстников: "Почему он такой странный?".
Эмоциональность этих детей часто кажется невероятной. Они способны закатить скандал родителям только потому, что они зовут обедать, отрывая от решения интересной задачи. И это не капризы; это особый мир, сверхэмоциональный и сверхчувствительный. Поразительным бывает чувство юмора у таких детей. Нередко сами-то дети не острят, но когда "хохмят" окружающие, им безумно нравится. Много можно рассказать об особой речи одарённых детей, о бросающейся в глаза особенностях моторики или восприятии, даже в своих пристрастиях в еде они часто отличаются от других детей.
И это понятно. Одарённость - это не особенность только их мозга и только их интеллета, это другое устройство всей психики, всего организма. В чём-то эти дети всегда уязвимее обычных детей, часто они находятся на грани нервного срыва. Имено поэтому одарённые дети по определению Всемирной Организации Здравоохранения входят в группу риска - на ряду с умственно отсталыми маленькими правонарушителями, детьми алкоголиков и т. п.
Чем больше я узнавала об одарённых детях, перед глазами вставал образ Саши, ученика моего класса, далеко не "ангелочка", можно сказать "невыносимо вредного" ребёнка. Хотя склонен к конфликтам, несмотря на свою повышенную возбудимость, немедленно успокаивается, когда получает новую и сложную интеллектуальную работу. Встреча мальчика с психологом подтвердила, что ребёнок выделяется среди своих сверстников своими необыкновенными способностями, проявляет незаурядность в определённом детском возрасте. Но краткие испытания совершенно недостаточно для вынесения заключения об одарённости. "Существует такое явление как, возрастная одарённость. При всех ранних достижениях ребёнка по началу не может быть уверенности в том, что это уже постоянный дар. Нужно учитывать, что он может быть и временным, и тогда меньше будет непомерных ожиданий, а потом и горьких разочарований," - предупреждает Н. С. Лейтес.
И так, у меня в классе ребёнок с "признаками одарённости" - это прекрасно! Не надо паниковать. Нужно помнить, что одарённые в чём-то дети часто беспомощны в другом, они нуждаются в нас. Учитель может помочь такому ребёнку, больше заботясь не о качестве, а ещё честно говоря, о количестве знаний, а помочь реализовать свою уникальную индивидуальность создать условия, чтобы ребёнок был готов к этой тяжёлой и всегда самостоятельной работе. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно. Ребёнок должен испытывать умственное напряжение. Радость преодоления трудностей, радость победы, победы над собой (пусть это будет всего лишь решение трудного примера) - это и есть подготовка одарённого ребёнка к жизни.
Ахметова Флюза Ховасовна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 22
г. Екатеринбурга 
Категория: Статьи моих коллег | Добавил: Teacher (08.10.2010)
Просмотров: 966 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к профессии учителя в целом?
Всего ответов: 137
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск