Суббота, 18.05.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 4 "а" класса

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Дисграфия и дислексия.
Письменная речь - это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами "дислексия" и "дисграфия". Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано "... ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения".
Эти ошибки не связаны с невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. В основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
          Суть её состоит в следующем: ребёнок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
          Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие-глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д.), свистящие-шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т. д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
          Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает когда ребёнок, проговаривая при письме, очень долго "поёт звук";
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контоминация - в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
4. Аграмматическая дисграфия.
           Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "весёлые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
           В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в протранстве, и образуют различные буквенные знаки.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
  • недописывание элементов букв (связано с недоучётом их количества);
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.
Уважаемые родители! Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружаться специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
На что обратить особое внимание:
  1. Если Ваш ребёнок левша.
  2. Если он - переученный правша.
  3. Если Ваш ребёнок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух и более языках.
  5. Если Ваш ребёнок слишком рано пошёл в школу (неоправданное раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребёнка ещё не наступила психологическая готовность к такому обучению).
  6. Если у Вашего ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием.
К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).
Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.
Окончание - это изменяемая, а значит наиболее "нестабильная" часть слова, при помощи которой выражается связь между словами в преложении.
При дизорфографии отмечается также "... стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией". (А.Н.Корнев)
Уважаемые родители! Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста - логопеда!
Категория: Психология | Добавил: Teacher (13.03.2010)
Просмотров: 3383 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к профессии учителя в целом?
Всего ответов: 137
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск