В
первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед
- это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О
навыках самообслуживания было сказано выше.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно
приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению,
и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.
Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение,
самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие,
коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или
имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности
посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых
округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по
справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания)
могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к
ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок
выходит в школу.
Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему
экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает
свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при
переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным
ему документом.
Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом,
логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая
поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором
учебного заведения.
Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе
могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного
американскими психологами:
Оценка
развития познания.
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например:
вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка
базового опыта ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка
языкового развития.
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос,
холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на
стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо
ситуацию?
Оценка
уровня эмоционального развития.
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном
распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении
заданий с другими детьми?
Оценка
умения общаться.
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка
физического развития.
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть
в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное
различение.
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти
картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная
память.
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать
серию из трех картинок, а потом одну убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов,
которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное
восприятие.
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности)
серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень
слуховых способностей.
- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки,
например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и
последовательность действий?
Оценка
отношения к книгам.
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?
Общая
и психологическая готовность.
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?
Ваши
взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он
говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще
интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного
или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот,
в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
...Хотим
обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не
истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок
соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по
этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или
"нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко,
никогда".
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой
информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство -
тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность
ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять
"пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться.
И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают
потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту,
которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических,
обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные
игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной
учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер
определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой
песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе
это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же
постылых домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку -
тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием
этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый,
яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и
закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно,
удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими
активно пользоваться и их применять в реальной жизни.
И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в
реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет).
Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а
постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его
эти полезные знания получать.
Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной
стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот
процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое
блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом
- помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол,
потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…
Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса,
как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя
результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру,
вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать
подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы
школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность
сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как
показывает практика, наиболее успешные результаты.
И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих
до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно
говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей -
эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
|