Исследовательская деятельность учащихся.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельости, нормой её проведения.
Исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его понимание, сущностную характеристику деятельности человека (А. Н. Поддьяков).
Исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (Л. И. Савенков).
Исследовательская позиция - значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность искать и находить ранее ему не известное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А. С. Обухов).
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- формируются универсальные способы учебной деятельности, что даёт импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- значительно расширяется кругозор в предметных областях;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
- наилучшим образом развиваются творческие задатки.
К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:
информационно-реферативные;
проблемно-реферативные;
экспериментальные;
натуралистические и описательные;
исследовательские.
Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это прежде всего компиляция литературных данных. В случае рефеативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трёх последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Функции исследовательской деятельности:
- в дошкольном образовании и начальной школе - сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации;
- в дополнительном образовании - создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей.
Исследовательская деятельность проходит следующие этапы:
1. Возникновение идеи или проблемы.
2. Решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование).
3. Реализация идеи на практике.
Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта)
ЭТАП |
ДЕЙСТВИЕ |
1. Выбор темы исследования
|
Ответь на вопросы:
Что мне интерно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы знать более глубоко?
Есть ли что-нибудь такое, чем я особенно горжусь?
Подсказка
Темы исследования могут быть:
- фантастическими;
- экспериментальными;
- теоретическими;
- изобретательскими. |
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. |
3. Гипотеза исследования
|
Для формулирования гипотезы используй слова:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если. |
4. Организация исследования
|
Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
Просмотреть книги по теме
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
Спросить у других людей
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Посмотреть телематериалы
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет
Запиши то новое, что тыузнал с помощью компьютера
Понаблюдать
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений: удивительные факты и парадоксы.
Провести эксперимент
Запиши план и результаты эксперимента |
5. Подготовка
к защите
работы.
|
Этапы подготовки
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Ранжировать по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада. |
Примеры детских работ.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействия с любым партнёром;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при ыступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Из сборника методических материалов (лицей № 100)
Составитель Демидова О. В. педагог-психолог (2008 год)
ПРАВИЛА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Правила выполнения проектов в разных школах могут сильно отличаться, но уже на районном уровне они почти одинаковы. Вот некоторые из основных правил.
-
Проект выбирает сам ученик, а не учитель или кто-то ещё.
-
Один ученик может работать только над одним проектом. Ученик может попросить помочь ему в постановке задачи, разработки проекта и написании отчёта. Но при этом он должен чётко отделять свою работу от работы помощников.
-
Проект должен быть выполнен в указанное время.
-
Ученики должны присутствовать на выставке своих проектов, чтобы отвечать на вопросы.
-
Ученики полностью отвечают за безопасность материалов выставляемых на представление проекта.
А вот дополнительные правила, которые действуют при проведении школьных конкурсов.
-
Не использовать живые культуры бактерий и грибов.
-
Не спользовать части тела человека и животных.
-
Не использовать живых позвоночных животных - рыб, млекопитающих, птиц, лягушек.
-
Не использовать взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества.
-
Все проекты должны соответствовать требованиям пожарной и химической безопасности.
Если ты не уверен в соответствии своего проекта правилам, посоветуйся с учителем. Некоторые школы разрешают использовать живых существ, при условии, что те не пострадают.
НАЧАЛО РАБОТЫ.
Следует запомнить, что выбор проекта - это только начало. Прежде всего, тема должна быть интересна. Разработка проекта является важной стадией работы, которая поможет тебе больше узнать об изучаемой теме. Чтобы помочь тебе организовать работу, можно весь проект разбить на 6 шагов.
-
Выбор проекта
-
Анализ проблемы
-
Постановка вопросов
-
Формулировка гипотезы
-
Создание проекта для проверки гипотез
-
Выводы
ВЕДЕНИЕ РАБОЧЕГО ЖУРНАЛА.
На каждой стадии работы по пректу делай записи в блокноте. Запиши, почему ты выбрал именно этот проект. Надо записать также, где ты нашёл нужные материалы, какие трудности пришлось преодолеть и когда требовалась помощь. Здесь не нужна излишняя детализация, потому что эти записи ты делешь для себя. Они помогут тебе вспомнить интересные подробности, когда придёт время писать отчёт по проекту.
НАПИСАНИЕ ОТЧЁТА О РАБОТЕ ПО ПРОЕКТУ.
Отчёт о работе по проекту - это годовая письменная работа, которая сдаётся учителю или судьям для оценки. В нём должно содержаться подробное описание всех стадий работы по проекту. Помни, что отчёт должен быть написан таким образом, чтобы в нём разобрался даже тот, кто совсем ничего не знает по этой теме. ля более чёткого представления материала обычно проект делят на 7 коротких разделов:
-
Титульный лист.
-
Содержание.
-
Краткое изложение (резюме).
-
Введение.
-
Описание проекта.
-
Заключение.
-
Приложение.
СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ДОКЛАДУ ПРОЕКТА.
Даже самый интересный проект не привлечёт внимание, если его плохо представить. Не жалей времени на представение проекта - он должен производить хорошее впечатление. Обычно для каждого самостоятельного проекта на выставке выделяются стол и доска. Доска - это стенд на стене или ширма, стоящая на столе без дополнительной опоры. Готовя материал для стенда, помни, что тебе нужно представить свой проект как научное исследование, работу по научной теме или работу с использованием научного подхода. Это значит, что на стенде должны быть представлены чётко обозначенные резюме проекта, гипотеза, и заклчение. На стенд вешают фотографии, иллюстрирующиепроект. Если для работы была построена модель, она должна находиться в центре стола и стоять так, чтобы не закрывать стенд. Сверху на стенде надо чётко написать название проекта. Твоя задача - показать зрителям свой проект и его результаты, рассказать о своей работе, интересах и идеях. Внимание зрителей будет свидетельствовать о творческом характере и сложности твей работы, о твоём правильном мышлении и любви к науке.