Письмо – это средство выражения мыслей
человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение
письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.
Для этого
создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова,
слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают
возможность общения людей, позволяют получать информацию
Почерк – устойчивая манера письма,
зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования
которой лежит письменно-двигательный навык.
Он
предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых
действий.
Почерк
зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния.
По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но
определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только
косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.
Своеобразие
почерка определяется
следующими признаками:
- Специфической формой отдельных
букв, точнее, их округлостью или заостренностей,
- Растянутостью или сжатостью
письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,
- Отрывным или безотрывным
письмом,
- Письмом без наклона, с наклоном
вправо, влево, колеблющимся наклоном,
- Ритмическим повтором элементов
или их аритмичностью,
- Нажимом, крупным или мелким
письмом,
- Ровным или колеблющимся
вверх-вниз расположением слов по горизонтали.
Что же может
оказывать влияние на формирование почерка?
- Физиологическая развитость и
подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и
органов зрения к моменту обучения письму,
- Время начала обучения письму,
- Отношение к почерку самого
учителя и методы, которые он применяет при обучении,
- Отношение самого ученика к
качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и
орфографии,
- Развитие у ребенка чувства
ритма,
- Качество орудий труда и т.д.
Обучение
первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.
Этапы
формирования графического навыка
На первом
этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать
ручку и тетрадь.
На
втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм
письма.
На третьем –
писать буквы.
На четвертом
– писать целые слова.
Для
овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект
деятельности обучающегося
Недостатки,
которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
- за партой сидят скорчившись,
поджав ноги, навалившись грудью на парту,
- пишут буквально «носом»,
- левое плечо выдвинуто вперед и
торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или
подпирает голову,
- локоть правой руки или резко
свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно
прижата к корпусу,
- голова при письме имеет сильные
наклоны к левому или правому плечу,
- вся фигура ребенка выражает
напряжение и усилие.
В результате
такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном
беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое
нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и
нормальному развитию организма школьника.
|