Для гармоничного развития и формирования личности ребёнка огромное значение имеет уклад семьи, домашний быт, распорядок дня и совместные трапезы. Домашний мир для ребёнка - это всегда сплав предметно-пространственной среды дома, отношений в семье и собственных переживаний и фантазий, связанных с вещами, людьми, животными, населяющими дом. Никогда нельзя заранее предположить, что именно окажется для ребёнка наиболее важным, что сохранится в его памяти и повлияет на дальнейшую жизнь.
Мир дома замкнут и устойчив. Это защищённое пространство, в котором можно чувствовать себя в безопасности. Дом - это всегда определённым образом организованное людьми пространство с постоянным набором вещей, стоящих на своих местах, и постоянными жителями - членами семьи. Родительский дом для ребёнка всегда является тем первым и главным миром, в который он приходит, родившись на свет, где он находит себе место и учится жить.
Для понимания ребёнком социального пространства семьи очень важным событием являются совместные трапезы. Общесемейные завтраки, обеды и ужины начинаются с накрытия стола. В этом действии ребёнок часто принимает посильное участие: пересчитывает членов семьи, раскладывает и расставляет приборы. Пространство накрытого стола по сути является полем опредмеченных отношений всех членов семьи.
Расставленные тарелки и приборы обозначают место и личное пространство, выделенное для каждого участника трапезы. За общим столом у ребёнка закладывается понимание таких базовых отношений, как моё - твоё, общее - личное, понимание своего места в группе людей и отношений соподчинений (кто главнее в этой ситуации, что и кому можно делать, а что - нельзя). Здесь он знакомится с проблемой подчинения и равноправия, справедливости распределения чего-либо, соотношения собственных желаний и ограниченности возможностей, привыкает учитывать как присутствующих, так и отсутствующих членов семьи.
Но всё-таки по значимости на первое место надо поставить домашний уклад. Именно он помогает ребёнку научиться организовать пространство вокруг себя и своё время, создаёт предпосылки для развития внутренних психических структур.
В хорошей семье ребёнок получает это через:
-
устойчивость режима дня;
-
стабильность отношений между домашними;
-
непротиворечивость обращённых к нему требований;
-
ритуальность некоторых сторон домашней жизни, например ежевечернее чтение сказки, материнский поцелуй перед сном.
Всё это помогает ребёнку ощущать границы ситуаций, личностные границы и Самость - свою собственную и других людей. А главное - даёт почву под ногами.
Для ребёнка жизненно важно чувствовать незыблемость и надёжную прочность домашнего мира. Родной дом для человека, по большому счёту, должен быть тем, что в психологии называется "ресурсным местом", то есть давать внутреннюю опору личности, быть источником её уверенности в себе и душевной силы. Тогда человек сможет справиться с непредсказуемостью и случайностью многих событий и не дрогнет, потому что знает, на каких "китах" держится его мир.
|