Стили семейного воспитания
Часто ли у вас возникают проблемы в воспитании собственного
ребенка? Часто ли вы бываете недовольны его характером? Почему у ребенка
возникают проблемы в школе или в общении? Как часто вы говорите себе: «Я не
знаю, что с ним делать!»? Всегда ли ребенок виноват в сложившейся ситуации и
как найти выход из кризиса воспитания?
Характер, как психологическое новообразование, есть
результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году
жизни ребенка.
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные
способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и
методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере
словесного обращения и взаимодействия.
Существует несколько стилей
семейного воспитания:
— попустительский (в результате его формируется конформный
тип личности),
— состязательный (в результате такого воспитания формируется
доминирующий тип личности),
— рассудительный (сензитивный тип личности),
— предупредительный (инфантильный тип),
— контролирующий (тревожный тип),
— сочувствующий (интровертный тип),
— гармоничный (гармоничный тип).
В основе стилей воспитания лежат следующие причины:
1) отклонения в характерологических свойствах самих
родителей,
2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет
детей.
Под характерологическими свойствами понимается совокупность
нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей
среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом
типе.
Характер ребенка можно откорректировать путем изменения
собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.
Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы
семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по
авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова,
проведенной весной этого года):
• рассудительный стиль,
• контролирующий стиль,
• доминирующий стиль.
Рассудительный стиль
Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов,
добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил
руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!
Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну
если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!
Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления).
Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного
времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?
В науке этот стиль семейного воспитания называется
«рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный
социально-психологический тип личности.
Признаки
сензитивности:
ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду,
простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным
поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры
и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам
коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над
другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен,
в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.
Рекомендации
родителям
1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем
ребенок увлечен, подыгрывать ему.
2. Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать
интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.
3. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка
многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои
способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.
4. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных
ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей
мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию,
развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.
5. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок
других людей, от внутрисемейных конфликтов.
6. Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном
отдыхе и совместной трудовой деятельности.
7. С появлением второго ребенка необходимо переключать
внимание на младшего осторожно.
8. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.
9. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям
есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.
10. Не допускать общения ребенка с антисоциальными
элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.
11. Не торопить естественное развитие интеллектуальных
способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее
систематическое обучение.
12. Не следует рано водить ребенка в театр.
13. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь
мягкими замечаниями.
Контролирующий стиль
Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши
день рождения. Можно мне пойти на праздник?
Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному
руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?!
Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!
Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец
прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не
возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!
Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша — моя лучшая
подружка!
Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять
была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!
Этот стиль семейного воспитания в психологии называется
«контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный
тип личности.
Симптомокомплекс
личности тревожного типа состоит из следующих качеств:
вспыльчивость, подозрительность и осторожность во
взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная
самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких,
сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в
себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность,
озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов,
фрустрирование, робость, застенчивость.
Возникновению подобного типа личности способствуют условия:
1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при
жестком обращении с ним.
2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов
окружающих, наказывая его по первому наговору.
3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и
подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению
со стороны детей разного возраста.
4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за
воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.
Рекомендации
родителям
1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе,
затраты мышечной энергии, а также отдых.
2. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные
игры, экскурсии, спорт).
3. Организовать прием водных процедур.
4. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка,
знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.
5. Организовать творческую деятельность (сборку различного
вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического
творчества).
6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к
просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.
7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному
стилю семейного воспитания.
8. Полностью отказаться от физических наказаний.
9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и
поступки ребенка.
10. Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно
подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.
Состязательный стиль
воспитания
Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к
восьмому марта.
Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь!
Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет
самый лучший плакат в школе!
Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще
тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!
(Спустя неделю.)
Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в
конкурсе досталась его однокласснику.
Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог
лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него
же мама учитель, ему подсуживали!
Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый
лучший!
Данный тип воспитания
называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип
личности.
Признаки доминирования:
это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно
и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет
отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не
уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие;
не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и
злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит
успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит
чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством
собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив;
активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает
собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на
личной защите.
Рекомендации
родителям:
1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его
достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.
2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не
бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех,
обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.
3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда
ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели,
адекватные его возможностям.
4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного
воспитания и не стремиться сломать характер.
5. Направлять активность ребенка на общественно полезную
деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический
потенциал очень мощный.
6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но
не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть
немота, тики, паралич и т.д.
7. Давать ему только те задания, которые он реально может
выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.
8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально
рассматривать конфликты.
9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая
его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.
10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и
расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.
11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы
при стремлении достичь цели любыми средствами.
12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами,
предоставляя ему при этом право на ошибку.
По материалам педагога-психолога
Татьяны УРЖУМОВОЙ,
г. Магнитогорск,
Челябинская область
|